
Наше погружение в израильский колорит началось прямо на борту рейса Москва — Тель-Авив, который был набит религиозными евреями, следовавшими из США на историческую родину. Они вскакивали во время взлета, устраивали групповые молитвы и напрочь игнорировали все указания бортпроводников (например, сесть и пристегнуться во время турбулентности). В общем, сложилось впечатление, что они действительно считают себя избранными. Несмотря на вынужденное постоянное отвлекание на этих пассажиров, мы успели полюбоваться красивыми видами турецких гор.
Январский Тель-Авив встретил нас по-местному зимне: сильным дождем и прохладой. Миновав препоны огромных очередей аэропорта Бен Гурион мы вырвались на свободу и помчались «обилечиваться» для поездки на местных поездах. Наша первая арендованная квартира находилась в районе южной Яффы (кстати, официально город называется Тель-Авив Яффо), где в основном живут арабы и выходцы из советский республик. О последнем говорила не только русская речь в нашем подъезде, но и наличие неподалеку супермаркета с чисто «нашими» товарами (и украинской санкционочкой мы не преминули побаловаться, ага).
Утром первого полноценного дня на земле обетованной (хотя в Тель-Авиве святости маловато) мы отправились пешком в Старый город Яффы — причисляемой к древнейшим городам мира. По легендам, построил его младший сын Ноя — Иафет. И, видимо, решил скромно назвать своим именем )) Некоторые греки верят (а израильтяне поддерживают данную версию), что к скалам рядом с портом Яффы была прикована Андромеда — дочь главы Яффы, который хотел откупиться ею от Посейдона. Однако ее спас храбрец Персей. Место сие обычно обозначается израильским флагом, но из-за шторма он был снят. Также мы успели забраться к Арке желаний, а вот одноименный мост был закрыт на ремонт. С вершины парка Ха-Пигса открывается красивый вид на современный Тель-Авив. На площади Кдумим есть очень красивый зодиакальный фонтан. Вообще знаки зодиака встречаются по всему Яффо — его улочки обозначаются ими.
Близилось время обеда, поэтому мы спешно отправились искать одну из недорогих точек питания в Израиле. Цены в этой стране действительно шокируют, наверное, это как с Норвегией — надо съездить несколько раз, чтобы привыкнуть.
Заведения Cofizz и Cofix, где все по пять шекелей (сто рублей), нас очень сильно выручили. Далее мы устремились в православный храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе, где должны были присоединиться к группе знакомых паломников, благодаря которым в течение нашей поездки мы попадали в зачастую недоступные для обычных туристов места. Храм находится в живописном Ботаническом саду. В этот же день мы смогли посетить греческий монастырь архангела Михаила, который расположен в Старом городе Яффо. Тем вечером на город обрушился мощный ливень, из-за которого мы насквозь промокли, пока бежали домой.
Зато утром погода наладилась и мы поспешили исследовать сам Тель-Авив. Начали с района Неве-Цедек, основанного еврейскими семьями, которым стало тесно в Яффо. Дома Неве-Цедек, построенные в стиле баухаус, внесены в список всемирного наследия Юнеско. Немного поплутав, мы дошли до первого небоскреба Израиля — 130-метрового дома Мигдаль-Шалом, который в 1962 году был самым высоким зданием на Ближнем Востоке. В холле Мигдаль-Шалома есть бесплатная выставка, посвященная городу, его прошлому и настоящему. Сложно поверить, что в начале прошлого века на месте Тель-Авива были лишь дюны, которые приобрели у арабов еврейские семьи, желающие построить свой город.
От башни рукой подать до центра Тель-Авива — бульвара Ротшильда и Зала независимости, где в 1948 году было объявлено о создании государства Израиль. Недалеко находится и место проведения знаменитого розыгрыша, в котором были распределены 60 участков для строительства будущего «Весеннего холма» (так переводится с иврита Тель-Авив).
Миновав улицу Нахалат-Беньямин, которая пару раз в неделю становится местом торговли произведениями искусства, мы вышли к рынку Кармель. Место на любителя, скажу прямо. Читала в других отзывах, что обязательно надо там побывать, но для нас это был обычный восточный рынок, где практически не указаны цены и где надо торговаться с хамоватыми арабскими продавцами. В чем, собственно, цимес? Вырвавшись из рыночной толкучки, мы вышли на красивую длинную набережную Тель-Авива, понаблюдали за плескающимися в холодном Средиземном море серфингистами , пофотографировали виды Яффо и порылись в ракушках на берегу.
Между районом Неве-Цедек и морем расположено здание старого вокзала Ха-Тахана, от которого шла железная дорога в Иерусалим. Теперь же территория его реконструирована и облагорожена — можно найти кафешки, магазинчики и старые вагоны. Судя по всему, это место очень популярно для проведения свадебных фотосессий — мы их насчитали несколько штук. Наматывая километраж по Тель-Авиву, мы вернулись в Яффо, взглянули на символ района — Часовую башню, которая находилась в лесах. И нашли таки висячее, будто парящее в воздухе апельсиновое дерево. В сторону дома мы пошли рядом с фонтаном-китом, установленным в Яффе неспроста: считается, что именно оттуда пророк Иона пытался сбежать от Божьей воли, но был проглочен китом и через три дня выброшен на берег в этом же месте.
На четверг мы особо планов не строили, хотели просто погулять по городу. На автобусе доехали до севера Тель-Авива, где прогулялись к «сумасшедшему» дому, который выглядит по-разному в профиль и анфас. Со стороны моря чувствуется подражание архитектора Антонио Гауди. Неподалеку на красивом прогулочном бульваре Бен-Гуриона находится малозаметный домик, в котором когда-то жил первый премьер-министр (он же Бен-Гурион)) Израиля, где теперь расположился музей. В конце длинный бульвар вывел нас к городской Ратуше. Мы ожидали увидеть какое-то красивое здание, а получили совершенно ничем не примечательный дом.
В пятницу мы запланировали взять машину (в субботу предстоял переезд в Иерусалим, но из-за шабата добраться общественным транспортом невозможно) и посетить сафари-парк в районе Рамат-Ган, но получили предложение прогуляться по Масличной горе Иерусалима с группой паломников. Благо, расстояние между городами небольшое. Через час мы припарковались на арабском паркинге (работает круглосуточно, что в шабат аки манна небесная)) и стали осматриваться. Первое впечатлений — ой, как их тут много! Их — евреев в религиозных костюмах. За все время пребывания в Тель-Авиве, мы их встречали от силы пару раз. Второе впечатление — ой, как холодно! Погода в Иерусалиме все дни была гораздо хуже тель-авивской. А ведь еще за пару дней до нашего приезда там шел снег. Вкусив фалафеля и гранатового сока недалеко от Яффских ворот, вместе с группой мы на автобусе взобрались на Масличную (Елеонскую) гору, откуда открывается потрясающий вид на Иерусалим и Кедронскую долину. Внизу расположено древнейшее, поныне действующее кладбище, похороненным на котором может быть и обычный человек (если, например, на других близлежащих кладбищах мест нет). Экскурсовод опроверг сплетни о том, что Пугачева и Кобзон приобрели себе там участки, так как такое в принципе невозможно. Также было опровергнуто распространенное мнение, что во время Второго пришествия первыми воскреснут похороненные на этом кладбище. В священных книгах такое не написано, в общем.
Следующей нашей остановкой была «Стопочка» — место Вознесения Христа. Сейчас оно принадлежит мусульманам, но проводить службу в этом часовне могут и христиане. Построена она над предполагаемым отпечатком стопы Спасителя. Стопочкой называется, собственно, в привязке к стопе, а не к форме здания. Как раз перед нашим входом зазвучал призыв имама из расположенного рядом минарета. Было ощущение, что он хотел обратить нашу группу неверных.
Совсем рядом находится Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, основанный в начале двадцатого века архимандритом Антонином (Капустиным). Изначально планировалась мужская обитель, но собрать ее не получилось, а вот женщины подвизались там охотно. Более двадцати лет обителью управляла игуменья Тамара, могилу которой мы посетили. Родилась она в царской России в Мраморном дворце, а закончилась ее жизнь на Елеоне. Женщина удивительной судьбы — если интересно, можно найти информацию в интернете.
Нас предупредили, что на этой смотровой площадке часто орудуют карманники, поэтому мы особо рты не разевали и на припаркованного рядом верблюда сильно не заглядывались.
Далее дорога вниз, проходящая рядом с пастбищами, привела нас к Гефсиманскому саду. Обнесенные забором оливковые деревья вряд ли были свидетелями Страстей Христовых, но некоторые из них действительно очень старые. Сад относится к католической епархии, рядом построена Церковь всех наций (разные страны скидывались, в общем). По преданию, перед ее алтарем находится камень, на котором молился Иисус в ночь перед арестом. После мы поспешили в Кедронскую долину, чтобы успеть посетить место погребения Пресвятой Богородицы, над которым возведен красивый необычный храм. Чтобы дойти до самой гробницы, надо спуститься по ступенькам под землю, вокруг висит много красивых лампад, а к самой кувуклии тянется очередь. Затемно мы вернулись на Масличную гору и зашли на территорию очень красивого Монастыря Святой Марии Магдалины. К сожалению, нам уже надо было возвращаться в Тель-Авив, поэтому внутрь храма мы уже не заходили, вместо этого побежали ловить такси, которое отвезло нас к парковке. Если утром в Иерусалим мы ехали по навигатору нормально, то тут вдруг в ночи он нас повел какими-то странными путями с блокпостами (через Палестину??). Честного говоря, было страшновато ехать по ночной пустнынной дороге, обнесенной колючей проволокой.
В день шаббата мы попрощались с уже весенним солнечным Тель-Авивом и отправились на территорию Палестины. В наших планах было посещение Каср-аль-Яхуда (предполагаемое место крещения Христа) и Мертвого моря. Обогнув Иерусалим, наша машинка через несколько километров пересекла границу с Палестиной. Навигатор в тех краях работать отказывался, поэтому ехали по почерпнутым ранее из интернета знаниям. Справа раскинулась очень красивая иудейская пустыня, а слева за колючей проволокой стояли жилища палестинцев. Да, кое-где дома, но нередко натурально жилища с пасущимся скотом, тлеющей свалкой и прочими прелестями. По пути проехали указатель «Good Samaritan», то бишь «Добрый самаритянин». Видимо, место действия притчи про него обнаружено и как-то обустроено для осмотра? Вскоре мы увидели и указатель с уровнем моря. Установлен он там не от балды, а от того, что далее территория становится ниже этого уровня. В частности, Мертвое море находится на 417 метров ниже этого показателя. Свернув налево на второстепенную дорогу, мы доехали до таблички Qasr Al Yahud, на очередном блокпосте ответили на вопрос, откуда мы, и наконец доехали до нужного места.
Конечно, точное место принятия Иисусом Таинства Крещения, как говорится, одному Богу известно, так как река Иордан за прошедшие тысячелетия меняла свое русло. В Израиле имеются два оборудованных места, где можно окунуться в «святые воды» — Ярденит, что рядом с Галилейским озером, и Каср-аль-Яхуд рядом с Мертвым морем. Второй в последние годы вроде как стал более предпочтительным для тех, кто ищет приближенный к правде вариант места свершения того самого Таинства. Еще не так давно территория эта была закрыта и попасть туда было нереально. О том, что в этом районе проходили боевые действия, напоминают обнесенные проволокой поля с табличкой, предупреждающей о наличии на них мин. За 30 шекелей нами была приобретена длинная белая футболка для погружения в Иордан. Внизу на деревянных ступеньках вовсю окуналась и фотографировалась большая группа людей из Эфиопии (как нам показалось). После они переоделись в очень нарядные костюмы и с песнями отправились к своему автобусу. В этом месте Иордан больше похож на ручей, тем забавнее, что по его центру проходит граница с Иорданией. Прямо напротив (Вади-эль-Харар) расположено оборудованное место для окунания и сидит то ли пограничник, то ли охранник с автоматом. Периодически он приветствовал рукой военных с израильской стороны. Также с той стороны построена православная церковь и, судя по данным в интернете, территория в принципе принадлежит России (за что купила, за то и продаю )) Вода в Иордане прохладная, но уже на третий раз окунаешься без особых поеживаний ))
Совсем недалеко находятся несколько платных пляжей Мертвого моря. Выбрать какой-то было сложно, так как времени до захода солнца оставалось мало, а за вход просили безумные деньги. Цены значительно отличались от указанных в интернете. В итоге мы пошли на пляж Неве Мидбар, где предлагалась скидка (55 шекелей за человека вместо 85) за непродолжительное пользование их услугами. Что входило в эти самые услуги, кроме входа, мы так и не поняли. По факту спустились далеко вниз по ступенькам, где стояли пластиковые стулья (!), на которых и предлагалось отдыхать. На них следовало оставить вещи и спускаться еще ниже к самому морю. Вокруг сидели китайские и американские туристы, замотанные шарфами. Спасатель (!) делал массаж ног с грязью американкам, попутно рассказывая о своей шестилетней учебе этому ремеслу. Чтобы переодеться до и после купания, а также помыться (а это просто необходимо), нужно идти наверх, причем с не слабым таким уклоном. В общем, происходящие вызывало ощущение сюра, ибо на пляжный отдых совсем не походило. После погружения в маслянистую морскую воду и обмазывания грязью мы поспешили заселяться в арендованную квартиру в Иерусалиме. Этой же ночью один из участников нашего трио посетил ночную Литургию в Храме Гроба Господня (проводится на греческом языке).
В воскресенье мы должны были вернуть нашу машину и присоединиться к пешеходной экскурсии по Старому городу Иерусалима, но из-за небольшой неразберихи не поняли, где будем встречаться, поэтому сначала посетили Храм Гроба Господня и приложились к Камню миропомазания (на нем Иисуса готовили к погребению), затем в бешеном темпе стали метаться по центру в поисках группы. Даже мимо Стены Плача успели пробежаться
В итоге встретились с группой уже у Капеллы осуждения — по преданию, на этом месте Понтий Пилат огласил Иисусу смертный приговор. Пробиваясь сквозь толчею рынка (а он, как и две тысячи лет назад, бурлит в Старом городе) мы прошли другие «станции» Крестного пути на Виа Долороса. На пятой в стене есть углубление, считающееся следом руки Христа. За одной из неприметных дверей скрывалась Тюрьма Иисуса, рядом с которой есть и греческий храм. Под землей находится не только темница Спасителя, но и другая камера, в которой дожидался приговора разбойник Варавва. Дальше нас ждало Александровское подворье — место, купленное для приема царских особ из России. Однако при строительстве на данной территории был обнаружен Порог Судных Врат и часть древней стены. Имеются там и храм, и музей. Последним пунктом Крестного пути является Храм Гроба Господня — величайшая святыня христианского мира. Возведен он на месте, где был распят, погребен, а затем и воскрес Иусус Христос. Мы отстояли небольшую очередь в Кувуклию, спустились вниз к месту, где был обнаружен Крест, и поднялись к Голгофе. Выйти из Храма пришлось быстро, так как ребенок решительно заявил, что святыни святынями, а обед по расписанию )) После вкусного ужина в ресторанчике у Яффских ворот мы пешком отправились домой, прогулявшись по центру современного Иерусалима. Очень приятное место с пешеходными улочками, музыкантами, иллюминацией и магазинчиками-кафешками.
Утром следующего дня по пути к Старому городу мы отведали шакшуку — традиционное израильское блюдо, представляющее собой яичницу в томатном соусе. Основательно подкрепившись, мы направились к Стене Плача — главной святыне иудеев. Почему-то считается, что, мол, это евреи построили стену как достопримечательность )) Однако эта стена единственное, что осталось от Второго Храма, разрушенного римлянами. Подход к Стене разделен на мужскую и женскую части, причем первая гораздо шире второй (еле удалось дождаться очереди, протиснуться и прикоснуться к Стене). На мужской половине как раз проходило две бар мицвы (обряд по случаю 13-летия мальчика), которые не смогли разбудить парочку престарелых евреев, уснувших за чтением Торы.
Над Стеной Плача возвышается Храмовая гора, где, собственно, и находились Первый и Второй Храмы. Теперь же эта территория контролируется мусульманами. Попасть наверх, чтобы подойти поближе к невероятно красивому Куполу Скалы, немусульманам можно в строго определенное время. Мы отстояли небольшую очередь, прошли досмотр и поднялись наверх по наклонной рампе, с которой открывается вид на молящихся у Стены Плача. После подъема первой на глаза попадается третья по значимости для мусульман мечеть — Аль Акса. К сожалению, для «неверных» проход в здания на Храмовой горе запрещен, что очень печально (до сих пор помню свои впечатления от великолепного убранства мечети Зайда в Абу-Даби).
Кстати, мусульмане считают, что именно здесь пророк Мухаммед вознесся в небо. Для иудеев же это место настолько свято, что и подниматься туда запрещено. Правда, мы так и не поняли — запрещают им это из-за чрезвычайной святости места (мол, отсечение души даже может произойти) или из-за опасений возникновения конфликтов с мусульманами. Так или иначе, внизу перед входом на рампу висит табличка с предупреждением главного раввина о том, евреям подниматься наверх не стоит. Однако наверху мы таки встретили двух прогуливающихся евреев в окружении семи (!) нашпигованных оружием полицейских. Если зайти на Храмовую гору можно только в одном месте, контролируемом израильскими военными, то выйти можно везде, кроме этого самого входа. Причем выходишь через палестинцев и блокпосты. К нам все были доброжелательны: как встреченные у мечети мусульманки (признавались в любви к нашей дочке), так и пограничники-охранники, сами спросившие, куда нам дальше надо, и объяснившие дорогу.
А далее наш путь лежал к горе Сион через Еврейский квартал. После навязчивых продавцов и рыночной толкучки Еврейский квартал просто как глоток свежего воздуха! Чисто, ухоженно, никакой грязи, вокруг картинные галереи, а не лотки с-чем-пожелаешь-назови-свою-цену. Мальчики со скрипочками ходят )) Ноги вывели нас к Сионским воротам, за которыми, как нетрудно догадаться, располагается одноименная гора. В первую очередь мы отправились к Горнице Тайной вечери. Сейчас это место выглядит как пустое помещение, украшенное лишь парой арабских витражей. Уровнем выше, на крыше возвышается мусульманский минарет, а уровнем ниже скрывается Гробница (опять же предполагаемая) царя Давида. Такой вот религиозный бутерброд однако. Что, безусловно, весьма характерно для Иерусалима. Рядом находится монастырь Успения Богоматери, внутри которого потрясающая акустика. Немного поодаль стоит церковь Святого Петра в Галликанту (лат. Gallicantu — петушиный крик). По преданию, здесь апостол Петр трижды отрекся от Христа («Говорю тебе Петр, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня»). Вход на территорию церкви платный. Имеется смотровая площадка (где в телефоне неожиданно поприветствовал палестинский оператор сотовой связи) с видом на Геену Огненную (ничего дымящегося, долина как долина), сад с цитрусовыми деревьями, скульптура в честь вышеописанного отречения, ну и сам храм.
В последний полноценный день нашего пребывания в Израиле мы вошли в город через Дамасские ворота, сразу за которыми бурлит арабский квартал. Цены там ниже, чем, например, у Яффских ворот (за крошечный кусочек пахлавы три шекеля против десяти). Мы добрались до Львиных ворот, рядом с которыми располагаются Базилика Святой Анны (построена на месте рождения Богоматери) и граничащая с ней Овчая купель (место «исцеления расслабленного»). Вход на общую территорию комплекса платный, мы побродили по развалинам купели и зашли внутрь церкви, в подвальных помещениях которой обозначено место рождения Девы Марии.
Поплутав по тесным улочкам, ноги снова привели нас к Храму Гроба Господня, рядом с которым мы поднялись на крышу, ведущую к Коптской церкви. После заглянули в Церковь Святого Иакова в Армянском квартале (за закрытыми дверями рядом находится отдельный город со школой, садом и т.д., где живут только армяне) и вновь попали в Еврейский квартал. Там перекусили на скамеечке с прекрасным видом на Синагогу и резвящихся у ее стен ребятишек. Через несколько дворов мы наконец обнаружили проход к смотровой площадке с видом на Стену Плача, а по дороге к выходу из Старого города забрались на крышу ресторанчика с отличным видом на окрестности. Последним пунктом нашей иерусалимской программы был Монастырь Святого Креста, построенного, по преданию, на месте дерева, из которого был сделан крест Спасителя. Мы знали, что уже не успеем попасть внутрь, но хотели просто посмотреть на него. Благо находится он в парке неподалеку от нашей квартиры. Путь был неблизким, вечерело, ноги уже еле передвигались, но усилием воли мы таки добрались до искомого места. Кстати, в этом монастыре некоторое время жил и был похоронен грузинский поэт Шота Руставели. На одной из фресок внутри можно увидеть его лик. В этом же парке на возвышении располагается Кнессет — парламент Израиля.
Мы планировали добираться до аэропорта Тель-Авива на маршрутке компании Нешер, которая забирает пассажиров прямо от дома. Однако совершенно хамский ее сотрудник отказал нам в сей услуги в связи с отсутствием у нас местного номера мобильного телефона, поэтому утром в среду мы пешком дошли до автовокзала (тоже недалеко от нашей квартиры) и с небольшой пересадкой доехали до аэропорта Бен Гуриона. Сделали мы это за три часа до вылета, как рекомендуется, так как впереди ждут куча контролей и проверок. Однако мы прибыли в практически пустой терминал, за несколько минут прошли все процедуры, а в оставшееся время тратили в дюти-фри сэкономленные на маршрутке деньги и ели мороженое с видом на взлетно-посадочную полосу.
Конечно, в Израиле и Палестине гораздо больше интересных мест, чем мы успели посетить, но с учетом маленького ребенка программа наша оказалась и так достаточно насыщенной. Надеемся, набранной святости нам хватит до следующего посещения земли обетованной.
Добавить комментарий