Вашингтон, амиши и Фила

Выгадав себе в начале октября четыре выходных дня, мы отправились в небольшое автопутешествие. Сначала нашей целью был Вашингтон — так уж он нам полюбился и запал в душу. Наш путь пролегал в том числе и через уже знакомый нам штат Делавэр: за 15-минутный транзит по его территории мы отдали восемь долларов: четыре за въезд и столько же — за выезд. Во второй половине дня (в идеале дорога от Байонна до столицы занимает примерно 3,5 часа, но с ребенком так не получается)) мы прибыли в Александрию, штат Вирджиния, являющуюся пригородом Вашингтона. Именно там находился наш отель на следующие две ночи. Найдя недалеко от вокзала бесплатную парковку, мы поспешили на поиски необычного автобуса, который идет по главной улице города — King Street, останавливается у основных достопримечательностей и делает все это совершенно бесплатно.

Перед каждой остановкой озвучивается информация о том, какие интересные места можно обнаружить рядом с ней. Мы проехали весь маршрут до конца и оказались на набережной реки Потомак, которая разделяет столицу и ее фешенебельный пригород. Светило солнце, по воде сновали лодки с занимающимися академической греблей детьми, у причала были пришвартованы яхты, праздная публика неспешно прогуливалась или сидела в многочисленных ресторанах, прекрасный вид на Вашингтон завораживал… Но идиллии так и не вышло — ее каждые пару минут нарушали взлетающие самолеты. Аэропорт имени Рональда Рейгана расположен совсем рядом, поэтому шум двигателей в этом месте слышен очень отчетливо. Цены на недвижимость в Александрии заоблачные — вот и живут люди так, будто в облаках летают. Возможно, к этому раздражающему шуму со временем привыкаешь?

Еще удивил мусор в реке в некоторых местах у причала. Видно, что лежит он давненько — почему бы не почистить?.. Времени на осмотр города у нас было немного, но в целом нам он понравился (за исключением вышеупомянутых низко пролетающих самолетов), мы сфотографировали пару церквей и масонский музей имени Джорджа Вашингтона. Так как уже стемнело, мы отправились заселяться в наш отель и набираться сил для новых свершений.
Столичное метро выходит далеко за пределы самого Вашингтона — несколько остановок есть и в Александрии. Наш отель предлагал услугу бесплатного трансфера до ближайшей станции, чем мы с радостью воспользовались. Метро там, как и сам город, весьма приличное — никаких бомжей, грязи, неприятных запахов и прочих нью-йорских «удовольствий». В первую очередь мы отправились в зоопарк — как же там панды без нас поживают? Прошли несколько вольеров — ни одного животного не увидели. И не только мы — остальные посетители спрашивали друг друга, удалось ли им хоть кого-то заметить. Но панды нас не подвели. Точнее, мама-панда, которая то расхаживала по комнатам, то, встав на задние лапы и оперевшись на дверь, раскачивалась из стороны в сторону, будто танцуя.

А детеныш ее в это время сидел на одном из деревьев — это мы узнали, посмотрев на мониторы с картинками с камер слежения. Они находятся в отдельной комнате в том же помещении. В целом мы провели в зоопарке около трех часов. Разумеется, обошли всех животных — дочка не хотела оставаться только у панд )) После обеда настал черед дневного детского сна, время которого мы совместили с прогулкой в центр города. Дорога лежала через очень красивые районы — Adams Morgan и Dupon Circle. Выше я писала о фешенебельности Александрии, но , в принципе, она не сильно отличается от Вашингтона — тот выглядит как большой очень приличный пригород. Гулять по нему одно удовольствие. Мы добрели до Белого дома, который оказался окружен дополнительным новым (для нас) забором. Раньше к резиденции президента США можно было подойти гораздо ближе. Ну и ладно, подумали мы, не больно-то и хотелось — и отправились к мемориалу Джорджа Вашингтона через Эллипс — парк, в котором устанавливается главная Рождественская елка страны. В октябре это место выглядит как большое зеленое поле.

В лучах закатного солнца мы прошлись по части Национальной аллеи (National Mall) в сторону Капитолия. На лужайке перед Смитсоновским институтом большая группа молодежи занималась спортом — кто-то играл в футбол, кто-то — в регби и еще была компания с фрисби. У нас уже не было сил, чтобы присоединиться к ним, поэтому мы нашли ближайшую станцию метро и отправились отдыхать в отель.

В заключительный день нашего пребывания в Вашингтоне мы отправились в него на машине. Припарковавшись недалеко от мемориалов, мы спонтанно решили посетить три из них (изначально планировали сразу идти в музей). Сначала заглянули в гости к Мартину Лютеру Кингу. На плитах рядом с памятником Кингу высечены самые яркие его изречения.

Рядом находится мемориал Франклина Рузвельта — самый интересный из увиденных нами. Секции поделены на разные периода нахождения этого президента у власти. Есть несколько скульптурных композиций, водопады и даже памятник его жене — первому представителю США в ООН.

Напротив этих двух мемориалов, на другой стороне искусственного пруда, увековечена память Томаса Джефферсона. Мы с коляской поднялись на самый верх на лифте и фотографировали памятник со всех сторон, когда служба безопасности попросила нас выйти из этого помещения на ступеньки. Оказалось, что собака будет обследовать брошенную кем-то куртку. После мы вернулись внутрь, но уже с толпой других посетителей. В общем, благодаря чей-то куртке смогли сделать фото без посторонних в кадре ))

Так как машина у нас была оставлена на парковке на два часа, то мы поспешили обратно, по дороге удивляясь количеству туристических групп взрослых американцев, которые как будто бы впервые попали в столицу. На следующий день мы даже познакомились с такими, но об этом позже. Нам удалось найти парковочное место рядом с Музеем естественной истории, в котором мы провели следующие пару часов. Это было второе наше посещение этого прекрасного музея, в этот раз нам удалось оббежать почти всю коллекцию. Только вот сфотографироваться второй раз для программы, которая показывает вас в виде гомо сапиенс, не успели — туда стояла длинная очередь. А в прошлый раз, зимой, никого не было. Зато зашли в комнату для маленьких детей — просторное помещения с кучей разных разностей: можно и скелет пощупать, и порисовать с трафаретами необычными, и крылья бабочки примерить, и почитать энциклопедии для малышей, и пощупать крокодила.

А на первом этаже музея есть целая лаборатория для тех, кто чуть постарше. Кстати, так же можно прямо в музее наблюдать за работой научных сотрудников, занимающихся исследованием окаменелостей.

На этом нам пришлось попрощаться со столицей — нас ждал трехчасовой путь в пенсильванскую глубинку. Могли бы доехать и гораздо быстрее, но трафик в районе Балтимора был ужасный. На закате мы наконец въехали в «лесную землю Пенна», увидели бескрайние просторы, пашни и вдохнули запах навоза. Штат этот имеет весьма интересную историю: английский король Карл Второй проиграл крупненькую сумму одному из своих подчиненных, а после его смерти расплатился с сыном оного — Уильямом Пенном — частью американской земли (которая на тот момент была колонией Великобритании). Будучи квакером, Пенн решил пригласить на эти земли всех гонимых за веру европейцев, в том числе и амишей. Именно они и стали целью нашей поездки в пенсильванский Ланкастер.

Итак, амиши — это закрытая религиозная группа людей, живущих по своим законам, созданным несколько веков назад. Они строго чтят Библию, принимают крещение только после совершеннолетия и отказываются от большинства современных удобств. Амиши используют ручной труд, не приемлют электричество в том виде, в котором мы его используем, а именно в проводном (дескать, дьявол не дремлет!). Так что либо солярка, либо появившиеся не так давно солнечные батареи. Холодильники на газу работают, между прочим. Славятся амиши своими продуктами — в свете всего вышеописанного вполне естественно, что они не используют никаких нитратов, гормонов роста или, упаси Боже, ГМО. Точки с их продуктами можно найти в разных регионах США: несмотря на высокие цены, люди охотно покупают их творог, яйца, овощи и фрукты, так как уверены в высоком качестве товара.

Учатся амиши только до восьмого класса (по крайней мере, в Пенсильвании, где по закону штата дети обязаны посещать школу минимум до этого периода), причем учеба проходит в собственных «однокомнатных школах». То бишь дети с первого по восьмой классы сидят все вместе и изучают математику, историю, английский и немецкий языки. Больше им ничего не нужно, так как избыток знаний, по мнению амишей, приводит к гордыне, а для них это страшный грех. Далее мальчики обучаются рабочему ремеслу, а девочки — домоводству и подготовке к роли жены. Женятся амиши только на своих, а счатье местной мамы, согласно их поговорке, иметь минимум семь ртов за столом. Церквей у них по сути нет — молятся каждый раз вместе в одном из домов. После 16 лет их молодежь получает возможность пожить во внешнем мире, чтобы сделать выбор — остаться там или навсегда вернуться в общину, приняв крещение. Согласно статистике, примерно 90 процентов возвращается, а кто остался, тому путь обратно заказан — его не примут и не помогут в беде.

Постепенно некоторый прогресс доходит и до амишей — женщинам даже разрешили носить кроссовки, да и пару водителей-амишей в машинах (дьявольских созданиях, не иначе) мы видели.

Большой интерес со стороны внешнего мира пенсильванские амиши решили обернуть себе во благо, построив несколько туристических объектов (отели, магазины, рестораны). Сначала мы отправились в деревеньку Bird-in-Hand («Птица в руке». Да, названия у них там интересные. Встречается и Рай ))), откуда совершили получасовую прогулку на конной повозке по землям амишей. Есть разные варианты этих прогулок, мы выбрали не слишком продолжительную, чтобы не утомлять ребенка. Нашим гидом стал амиш Джон, который в пути отвечал на любые интересовавшие пассажиров вопросы. Я вот где-то читала, что звезды на домах амишей — что-то вроде оберега, но Джон сказал, что это обычный декор. Разговаривают пенсильванские амиши на своем диалекте немецкого языка — Pennsylvania Dutch. Гид рассказал нам, что он понимает по-немецки, но говорить на нем не может, хотя парой фраз нам перекинуться все же удалось )) Мы увидели огромные кукурузные поля, яблочные сады (их яблочный сидр очень ценится), пастбища, огороды и длиннющие веревки с вывешенной для сушки одеждой.

Вот во время ожидания этой поездки мы познакомили с двумя милыми пожилыми дамами из Орегона, одна из которых как раз никогда не была в Вашингтоне, куда они направлялись после посещения амишей. Они подробно расспросили нас о том, какими судьбами нас сюда занесло, рассказали о своих мечтах когда-нибудь побывать в России, особенно в Санкт-Петербурге. После прогулки на повозке мы попросили их сфотографировать нас вместе с Джоном. Так вот одна из дам снимала нас еще и на свой телефон — наверное, мы для них такая же диковинка, как и амиши ))
Сами амиши фотографии не приемлют и на попытки сфотографировать себя реагируют не особо радостно, но пару кадров нам сделать все-таки удалось. Но самое интересное запечатлеть не успевали — их повозки или самокаты слишком внезапно появлялись и проезжали мимо. Была одна мама с коляской, в которой сидел малыш в традиционной для амишей шляпе. Такая прелесть, ей Богу!

Конечно, чисто туристические объекты вызывали ощущение некоего подвоха: может, это все постановка? Неужто люди так живут в 21 веке в такой стране, как США? Женщины в платьях с фартуками и в чепчиках, а мужчины — в шляпах и в штанах на подтяжках? Но когда мы заехали вглубь их земель в поисках знаменитых крытых мостов, то увидели большое количество амишей, занимавшихся своими повседневными трудами: работой в поле и в огороде, уходом за домашним скотом, столярничеством (амиши в этом деле очень хороши). Они не обращали никакого внимания на проезжающие машины, продолжая жить своей жизнью. Наверное, они чем-то схожи с нашими старообрядцами, которых, кстати, в Америке тоже немало.

Уже покидая земли амишей, мы наткнулись на необычный отель, номерами которого были вагоны поездов. Рядом расположен музей железной дороги, но на его сайте, к сожалению, нет никакой информации об этом отеле.

Это был последний день нашего путешествия, поэтому по пути домой мы решили заскочить и в столицу штата Пенсильвания — Филадельфию. Место это очень важное в истории США. Сами американцы называют этот город просто Фила, это наименование используется и в названии дорог, ведущих туда. Основателем Филадельфии является все тот же Уильям Пенн — английский квакер, стремившийся к миру и любви повсюду. У нас на осмотр города была всего пара часов, потому сначала мы поспешили к Индепендес-холлу (Залу независимости), где были приняты Декларация независимости и Конституция США.

Буквально через дорогу расположено здание, в котором хранится Колокол свободы — именно его звон огласил на всю округу весть о принятии Декларации независимости. Когда-то он висел на здании Зала независимости, но из-за появившейся трещины сначала его перестали использовать, а затем и вовсе сняли. Подойти к Колоколу можно за денежку, но мы, как и все вокруг, предпочли лишь сфотографировать его снаружи.

Когда-то Филадельфия была столицей страны, но нам она больше напомнила Нью-Йорк, чем Вашингтон: плотная застройка многоэтажками в центре, мусор под ногами, бомжи повсюду в больших количествах. После ухоженного Вашингтона и просторов фермерской части Пенсильвании, в Филадельфии нам было тесно и неуютно. По крайней мере, в районе между Индепенденс-холл и Ратушей. Вот она, кстати, очень красивая и заслуживает отдельного внимания.

В свое время Ратуша стала самым высоким небоскребом в мире и строилась именно с таким расчетом. Венчает ее статуя Уильяма Пенна, обращенная лицом к месту, где основатель Филадельфии и Пенсильвании подписал мирный договор с местным индейским племенем. Кстати, потом индейцы поубивали квакеров, так как те не могли нарушить свои принципы и ответить силой. В итоге им пришлось уйти с политической сцены. Представляете, сейчас бы у власти в США были миролюбивые квакеры? ))). Рядом с Ратушей нам повстречался Иисус! Точнее, кто-то в его образе, беседовавший с подростком.

Когда-то в Филадельфии было запрещено строить здания выше Ратуши, но (привет, Питер!) ничто не вечно под луной — теперь рядом с ней теснятся современные небоскребы.

Вернувшись к машине, мы проехали через центр Филадельфии, пофотографировав еще несколько зданий, и добрались до здания Музея искусств, чтобы посмотреть на статую Рокки из одноименного фильма. Изначально памятник был установлен на ступеньках музея, по которым, согласно фильму, Рокки Бальбоа совершал пробежки. Однако городские власти попросили его убрать, посчитав рекламой фильма. В конце концов статую разместили рядом с лестницей, по которой теперь бегает и рядом с которой тренируется множество людей. К сожалению, у нас фотографии статуи получились неудачными из-за темноты. Выезжали мы из Филадельфии в сторону дома через приличные районы, так что где-то там неплохо живется, наверное. Возможно, если бы у нас было достаточное количество времени, мы бы смогли по достоинству оценить этот город. В нем действительно есть очень красивые здания, но лежащие штабелями на тротуарах бездомные нанесли свой отпечаток на наше восприятие Филы. Как знать, может, еще свидимся с ней и изменим свое мнение.