Норвегия

В раскалённой Москве поездка в Норвегию казалась манной небесной – и северная страна не подвела, но дело тут совсем не в погоде (под дождь я там попала всего один раз, в предпоследний день поездки). Сначала Осло встретил меня низкими серыми тучами и прохладой, но пока мы с подругой добирались до центра (110 норвежских крон на обычной электричке), распогодилось. О валюте местной надо сказать отдельно — 41 крона равняется пяти евро, обменять евро на кроны можно в специальных банкоматах, которые есть и в аэропорту, и в городе. За каждую операцию берётся 30-35 крон, можно и в отделении банка менять, но комиссия у них выше – от 50 крон.
осло улица карла йохана
Сдав чемоданы в камеру хранения на вокзале и перекусив, мы двинулись в город. Сразу скажу, что путеводителей у нас с собой не было, и наши познания о географии города ограничивались уроками из самоучителя норвежского языка (да-да, мы немного владеем норвежским, учили примерно с марта сего года). Прямо рядом с вокзалом начинается главная улица столицы – Карл-Йохан, вдоль неё и расположены основные достопримечательности – Стортинг (однопалатный норвежский парламент), Национальный театр, Собор, университет, музеи, а заканчивается эта улица у Королевского дворца. Памятники. Их много, очень много, причём не только в Осло. И формы у них самые причудливые – пожатие рук, просто кисть руки, обломок не пойми чего, деревянный шар на ножках и так далее. От Королевского дворца мы решили пойти в сторону гавани, благо она совсем рядом. ослоПешеходная набережная изобилует ресторанчиками, кафешками и бистро. Присев на лавочку, мы наслаждались видами на крепость, воду, острова, вели диалоги с местными чайками (одна особенно на нас рассердилась за то, что мы ей хлеба не принесли), наблюдали за прибытием и отправлением паромов. Отдохнув, мы прошлись по району рядом с гаванью – он тоже таил в себе интересные открытия – множество мостиков, человек-памятник на ходулях прямо в воде, фонтаны, в которых резвилась местная детвора.

набережная осло

Затем мы забрались на крепость Акер. Надо заметить, что вход абсолютно бесплатный, а впечатления от видов с неё – бесценны. У будки на территории стоял стражник с ружьём, но такой умилительный – постоянно глазел по сторонам, а потом вдруг стал маршировать по крепости (время было самое обычное, так что сложилось впечатление, что это была его собственная инициатива). Поблуждав ещё пару часов по улочкам Осло, мы вернулись на вокзал, где стали ждать нашего ночного поезда до Саннеса (у нас его принято называть Санднес, но местные произносят именно так). Ах да, ещё забыла – по пути к вокзалу мы увидели толпу людей с фотоаппаратами и камерами у крупного отеля на Карле-Йохане. Все они явно кого-то ждали, но самое смешное в том, что никто не знал, кого именно. Мы спрашивали, нас спрашивали, но никто толком не знал. Минут тридцать мы там простояли в ожидании неизвестной звезды, потом услышали, что вроде бы кто-то из актёров фильма «Карате-кид» должен появиться. В общем, не дождались мы и ушли.

Путь от Осло до Саннеса очень интересный – сначала надо ехать на автобусе примерно полтора часа до Конгсберга, где уже ждёт тот самый ночной поезд в направлении Ставангера. Билеты у нас были куплены заранее, и мы полагали, что сначала надо ехать на электричке – хорошо, что вовремя спросили у работника вокзала. В поезде есть и сидячие, и лежачие места. У нас был первый вариант. Кресла у спинок откидывались, а на каждом сидении лежал набор из одеяла, берушей, повязки на глаза и надувной подушки (к сожалению, у нас так и не получилось их надуть). В общем, более-менее комфортно было. В пункт назначения мы должны были прибыть около семи утра, но я проснулась гораздо раньше и восхищалась прекрасными пейзажами за окном – то поезд огибал озёра, на берегах которых ещё дремали коровы, лошади и овечки, то вдруг среди скал открывалась перспектива на море…

ставангер
В Саннесе нам пришлось пару часов погулять с чемоданами по улицам, так как заселяться в отель было ещё слишком рано. Зато мы смогли оценить, как город готовился к началу фестиваля Blink. От мероприятия впечатления и эмоции самые что ни на есть положительные, всё было на уровне.  (Подробнее: в подготовленном нами спортивном репортаже) В самом городке (скорее, деревне, конечно) мы провели несколько дней и исходили его вдоль и поперёк – любили встречать закат в гавани, там же и старались питаться с видом на море. Рыбаков (не Александров, а обычных) там много, причём самых разных возрастов и национальностей (видели огромную семью то ли малазийцев, то ли филиппинцев за этим промыслом).

Совсем рядом с Саннесом находится Ставангер – нефтяная столица Норвегии. Ехать всего 18 минут на электричке, стоит сие удовольствие 41 крону в одну сторону. Там много красивых мест, улочек, церквей. Сразу у вокзала большой пруд, в котором плавают лебеди и кувшинки. На многочисленных памятниках висят дети. Кстати, о них – в Норвегии прямо культ детей, они повсюду, для них везде есть оборудованные площадки для игр с бесплатными ракетками, мячами и т.д. На одной такой площадке в гавани Ставангера ребёнок может пройтись по верёвке, попрыгать на батуте и проч. Причём дети ну очень прикольные – таких больше нигде не встречала, на памятнике овечке лежал мальчуган, мы стали его фоткать, а он слез, озорник, и стал крутить попой. И именно из этих детей вырастают впоследствии такие милые, улыбчивые, в основной массе своей довольные жизнью норвежцы. И так им завидно…
фьорды норвегия

Ставангер так же является отправной точкой для круиза по фьордам. Тут мы с подругой разделились – она предпочла залезть на фьорд, а я, как не большая любительница высоты, поплавать вдоль него. Её маршрут был следующим – сначала на пароме везут до места Tau, откуда надо ещё проехать на автобусе до начала места восхождения. Само оно занимает примерно два часа в одну сторону и является весьма тяжёлым. Иногда надо пробираться по стеночке вдоль крутого обрыва. Дорога туда — обратно стоит 200 крон, восхождение – бесплатно.

кафедра проповедника норвегия

Мой вариант – трёхчасовая прогулка на кораблике, стоит 380 крон, экскурсия на четырёх языках: норвежском, английском, немецком и испанском. Сначала проплывали место, где была построена самая большая нефтедобывающая платформа в мире, затем – фермы по разводу лосося (Норвегия является крупнейшим экспортёром этой рыбы). На берегах здесь расположены домики, где отдыхают норвежцы, стоимость аренды крайне высока, но очереди расписаны на несколько лет вперёд. Мимо проносились на катерах целые норвежские семьи, которые радостно махали экскурсантам. Сам Люсефьорд начинается после моста, тут кораблик замедляет свой ход, потому как не сфотографировать эту красоту невозможно. Сделали небольшую остановку у берега, где пасутся прикормленные горные козлики, затем подплыли, наконец, к знаменитой Кафедре проповедника (это куда подруга полезла). Согласно легенде, кафедра обрушится, когда семь братьев и семь сестёр из одного региона Норвегии поженятся. Дай Бог, чтобы этого никогда не произошло… водопад норвегияВ пути я видела множество горных ручьёв, которые текли по скалам вниз, но мы до плыли до места, где водопад низвергается со скалы прямо в воду. Зрелище незабываемое. Тут начинаешь плакать от осознания того, что фьорды и это место – самое прекрасное, что видел в своей жизни. Как оказалось позже, подруга моя в это же время рыдала по той же причине на Кафедре проповедника. Обратно кораблик плыл гораздо быстрее, и я просто пыталась насмотреться вдоволь.

Тот же ночной поезд вернул нас в Осло. Чем заняться двум биатлонным фанаткам в Осло после бессонной ночи в поезде? Правильно, надо ехать в Холменколлен! Мы планировали добраться туда на метро, но, о, изменчивый норвежский транспорт, оказалось, что данная ветка ремонтируется. Пришлось добраться до станции, откуда ещё полчаса ехали на автобусе. Минут десять шли до самого трамплина, вокруг которого тоже ведутся ремонтные работы, рассмотрели стадион, стрельбище. Около трамплина находится лыжный музей и подъём наверх. Стоит это вместе 90 крон, нам как-то не захотелось. Спускаться с холма мы решили пешком, Холменколлен – самая высокая точка Осло, с него открываются виды на город и Ослофьорд. Шли часа два, о чём ни капли не жалеем – виды действительно потрясающие, промчавшись на автобусе их не заметишь. В Майоруште (крупный район столицы) присели передохнуть в скверике и наткнулись на очередной прелюбопытный памятник – стоит медвежонок, а рядом, на постаменте, ступни ребёнка. И всё, только ступни. То ли подразумевается, что животное съело дитё, то ли кто-то приделал собственные ноги памятнику. Набродившись вдоволь, мы заселились в отель, где поспали пару часиков, а затем отправились осматривать здание новой оперы. Сооружение впечатляет и, как всегда в Норвегии, сделано для людей – можно спокойно лежать, загорать, делать пикник в непосредственной близости от высокого искусства. Напоследок мы ещё прогулялись по вечернему Осло, а на следующий день уже, к сожалению, был обратный вылет.
ослотеатр оперы осло

До поездки я видела много негативных отзывов о столице Норвегии – мол, посмотреть нечего, ехать туда не стоит. Абсолютно не согласна. Осло меня сразу покорил раз и навсегда. Возможно, именно потому, что я ничего хорошего и не ожидала увидеть, а мы ведь ещё не всё успели осмотреть – Бюгдой, Фрогнерпарк, так что придётся обязательно вернуться. Раньше я была сторонницей южных стран типа Италии, но теперь моё сердце, как бы пафосно это не звучало, осталось в Норвегии…

Всего фотографий из Норвегии более двухсот, смотрите альбом